facebook

Электронная подпись

Закон № 63 ФЗ признает электронное подтверждение подлинности документа равнозначным рукописному. Неквалифицированная электронная подпись — комбинация, применение которой допустимо только в узком ряде случаев. Данная статья расскажет о том, какими полномочиями обладает такая подпись, чем она отличается от своих аналогов, какова сфера ее применения, что нужно делать, чтобы получить ее, и как выглядит подобное оформление.

Где используется неквалифицированная электронная подпись (НЭП)?

При помощи такого вида подписи индивидуальные предприниматели и другие официальные лица имеют возможность:

pic

Совершать документооборот внутри своей организации или с любыми лицами, состоящими в гражданско-правовых отношениях с компанией. Для того чтобы получить право снабжать первичные документы неквалифицированной подписью, необходимо законодательно оформить соглашение между сторонами взаимодействия. При этом в нем должен быть оговорен порядок проверки ЭП. Только в этом случае подпись будет иметь юридическую силу, а бумаги, оформленные таким образом, будут считаться столь же достоверными, сколько и рукописные варианты.

pic

Аккредитоваться и принимать участие в электронных торгах и госзакупках. Все взаимодействия на виртуальных площадках должны закрепляться документально, однако виды подписей отличаются для каждого отдельного случая. В рамках электронного аукциона поставщик может пользоваться НЭП (создавать заявки, предложения и предпринимать иные действия), в то время как заказчик — только квалифицированным заверением. Точно так же все окончательные решения в рамках торговли на площадках тоже подкрепляются исключительной КЭП.

Неквалифицированная электронная подпись может быть использована и физическими лицами. С ее помощью допустима отправка данных и документов в ФНС через личный кабинет налогоплательщика.

В чем отличие НЭП от других видов электронных подписей?

Для того чтобы предназначение этого элемента подтверждения стало более ясным, сопоставим его с другими разновидностями электронных подписей. Согласно закону, подписи бывают двух видов — простая и усиленная. При этом последний тип имеет внутреннюю классификацию, делясь на квалифицированные и неквалифицированные. Посмотрим на различия между ними:

pic

Простая. Этот вид ЭЦП подтверждает, что документ был подписан конкретным лицом — будь то лицо физическое или юридическое. По сути, все полномочия такой ЭП сводятся к возможности точно определить подписавшего. Она используется на большинстве интернет-ресурсов (магазины, банки, сайт госуслуг и т. д.). Простая ЭП представляет из себя комбинацию из пароля и логина или же специального кода.

pic

Неквалифицированная. Такая подпись не только идентифицирует лицо, утвердившее документ, но и позволяет определить, вносились ли в него какие-либо правки с момента оформления. Физическими лицами этот способ используется при отправке документов в налоговые службы. Юридические лица и ИП применяют подпись во внутреннем документообороте, а также в процессе виртуальных торгов (в роли поставщиков). Неквалифицированная цифровая подпись имеет форму ключа, хранимого на электронном носителе и защищенного специальным кодом.

pic

Квалифицированная. Она позволяет и определить подписавшего, и убедиться в отсутствии правок текста. Отличие состоит в том, что КЭП может быть оформлена только в аккредитованном удостоверяющем центре. Данный вид подписи используется только юридическими лицами и ИП. Сфера ее применения велика: это все виды документов, включая налоговые, финальные заключения на электронных торгах и т. д. Согласно ФЗ, КЭП равнозначна собственноручной подписи во всех ситуациях — за исключением тех, где законом оговорена необходимость подписывать бумаги вручную.

Как можно получить НЭП?

Для физических лиц эта процедура проста: достаточно отправить соответствующий запрос через личный кабинет налогоплательщика. Данная услуга предоставляется клиентам бесплатно. Однако сфера ее использования невелика: НЭП пригодится исключительно для отправки документов в ФНС впоследствии. Однако в других случаях вопрос, где получить НЭП, для физических лиц и не актуален. При использовании портала госуслуг для получения справочной информации достаточно простой подписи. Но функционал портала будет ограничен, чтобы иметь полный доступ к электронным услугам, придется получать квалифицированный сертификат

pic

Для юрлиц и ИП есть два способа получить неквалифицированную ЭП. Первый — обращение в аккередитованный удостоверябщий центр и ее приобретение за определенную сумму. Второй — самостоятельное создание НЭП (если в штате компании есть мощный IT-отдел и хорошие программисты, это не составит особого труда). А вот с квалифицированной такой вариант не пройдет — ее невозможно изготовить своими силами. КЭП выдается только в аккредитованном удостоверяющем центре.

Стоит отметить, что учреждения, практикующие изготовление НЭП, не обязаны получать аккредитацию. При этом в аккредитованных заведениях стоимость заказа квалифицированной подписи не будет разительно отличаться от стоимости неквалифицированной.

Выводы

Итак, физическим лицам НЭП нужна исключительно для отсылки нормативно-правовых актов и документов в налоговую через личный кабинет сайта. ИП и крупным компаниям неквалифицированный сертификат пригодится только при активном и частом документообороте между сотрудниками или контрагентами. Так же НЭП используется при документообороте с банками. При других раскладах выгоднее получение УКЭП, с помощью которой можно заверить любой юридически значимый документ.



Найдите ответы на все свои вопросы о программных
продуктах и сервисах Астрал в нашей базе знаний!

Подробнее

Для заказа эцп и получения подробной информации по всем интересующим вопросам необходимо обратиться к специалистам . Это можно сделать, заполнив соответствующую заявку, форма которой размещена на сайте компании. В течение рабочего дня дежурный менеджер перезвонит по указанному в ней номеру и предоставит подробную информацию о процедуре приобретения функционала.

Получить ЭЦП

Место получения

Для получения эцп представителю организации необходимо лично явиться в офис регистрации ООО «Астрал-М» и предоставить весь необходимый комплект документов для заключения договора на обслуживание.

Контакты

E-mail: msk@astralnalog.ru
Телефон: +7 (495) 363-47-48

Время работы офиса:
Пн-Пт с 09:00-18:00
Время выдачи ЭЦП и проверки документов :
09:00-20:00